Развитие речи детей с 1 года до 3 лет
Ребёнок не рождается со сложившейся речью. Постепенно, шаг за шагом, он учится правильно и чётко произносить звуки, связывать слова между собой, строить предложения, ясно и последовательно излагать свои мысли.
Но иногда даже умственно и психически здоровые дети испытывают трудности в овладении речью. С такими детьми требуется индивидуальная работа по её развитию, потому что от своевременного формирования речи зависят нормальное речевое общение со сверстниками, успешное овладение грамотой, а после поступления в школу — усвоение школьной программы.
Для того чтобы понять, имеются ли у вашего ребёнка проблемы в усвоении родной речи, необходимо знать, каковы основные этапы её становления.
Первый год жизни ребёнка является подготовительным этапом по овладению речью: развивается понимание речи, к концу года малыш произносит простые гласные и согласные звуки, звукосочетания, слова. При этом одни дети начинают говорить в восемь — девять месяцев, другие — в год, а некоторые и позже.
До полутора лет фразовая речь у детей отсутствует. Вместо этого ребёнок использует так называемое слово-предложение. Например, ребёнок, прося у мамы машину, произносит: «Би-би». Такие слова-предложения могут иметь разное значение в зависимости от ситуации.
Со второй половины второго года ребёнок всё чаще говорит предложения, состоящие уже из трёх — четырёх слов.
К концу второго года речь малыша хотя и становится основным средством общения, однако ещё далека от совершенства.
Словарь малыша ещё небольшой — от 100 до 300 слов. Часто вместо обычных слов он употребляет облегчённые («ам-ам» — вместо «есть»). Ребёнок уже говорит предложениями, но слова в таких предложениях ещё грамматически не связаны между собой: он употребляет неправильные окончания слов, допускает ошибки при употреблении существительных, глаголов и других частей речи. Кроме того, произношение отдельных слов пока нечетко. В речи отсутствуют многие звуки. В приведенной ниже таблице указано, что должен уметь ребенок третьего года жизни на этапе формирования речи.
Произносительная сторона речи
Некоторые дети могут правильно произносить большинство звуков родного языка, кроме р и шипящих
Ознакомление с предметами окружающего мира
К концу третьего года жизни дети умеют различать и называть игрушки, мебель, одежду, посуду, продукты, некоторые их свойства, а также научиться подбирать и группировать предметы по форме, цвету, величине; ребёнок узнаёт и различает по внешнему виду, вкусу некоторые овощи и фрукты; различает и называет животных, части их тела
Формирование словаря
К концу третьего года жизни словарь ребёнка состоит из: существительных, обозначающих название транспортных средств (машина, автобус), частей автомобиля (кабина, руль, колесо), растений (дерево, трава, цветы), фруктов (яблоко, груша), овощей (морковь, помидор, огурец), домашних животных (кошка, собака, курица) и их детёнышей; глаголов, обозначающих действия и взаимоотношения (мыть, стирать, лечить, отдать, помочь, пожалеть и т. д.); прилагательных, обозначающих величину, цвет, вкус (большой, короткий, красный, синий, сладкий, кислый); наречий (сейчас, близко, далеко, низко, высоко, быстро, медленно, темно).
Грамматический строй речи
Дети умеют согласовать существительные и местоимения с глаголами, составляют фразы из трёх — четырёх слов.
Связная речь
К концу третьего года жизни ребёнок уже умеет сопоставлять
увиденное им на прогулке с коротким (два — четыре предложения) речевым описанием показанной ему картинки
Все выше перечисленное поможет вам сориентироваться в том, насколько развита речь вашего ребенка, однако необходимо помнить, что каждый ребенок – индивидуален, поэтому речь отдельного ребенка развивается своими темпами.
Возможно, кому-то из родителей все, о чем говорилось выше, покажется слишком простым - ваш малыш уже знает и умеет значительно больше. А кого-то, быть может, прочитанное огорчит - ваш ребенок пока отстает.
Словарь (с года до трех лет) включает такие понятия:
туловище
лицо
моя семья
мой дом
одежда
обувь
кухонная мебель, утварь и посуда
мебель
предметы домашнего обихода
игрушки
транспорт
овощи
фрукты
домашние животные, птицы и их
детёныши
дикие животные и их детёныши
лес
сад
цвета
геометрические фигуры
время суток
время года
погодные явления
предлоги русского языка
слова с противоположным
значением (антонимы)
слова, обозначающие действия
Занимаясь по словарю с ребёнком, называйте и объясняйте ему всё то, что он видит перед собой. Повторите ему несколько раз нужное слово, попросите его показать вам тот предмет, который вы ему назвали, а затем попросите его самого назвать это слово. Не забывайте хвалить ребёнка, отмечайте его успехи. Не огорчайтесь, если малыш ошибся, повторите ещё раз новое слово.
Помните, что, прежде чем усвоить слово, малыш пройдёт три ступени:
1) он сам научится понимать слово, но пока не сможет использовать его в речи;
2) будет узнавать и называть предмет (действие, качество) лишь в привычных для него сочетаниях, условиях;
3) и только затем начнёт понимать и правильно использовать слово в любых доступных его пониманию связях и отношениях.
Развитие речи детей 4-5 лет
К четырём годам активный словарь ребёнка составляет 1900—2000 слов.
В речи детей уменьшается количество сокращений, перестановок, пропусков, появляются слова, образованные по аналогии.
Необходимо учить ребёнка активно пользоваться запасом имеющихся у него слов, усвоенных в быту и на занятиях, правильно называть окружающие предметы, их качества, явления природы, употреблять слова, обозначающие временные и пространственные понятия.
Ребёнок должен уметь оценивать свои поступки и поступки сверстников, выразительно читать стихи, петь, двигаться под музыку.
В словаре детей должны быть существительные, обозначающие профессии.
Продолжайте учить ребёнка определять и называть местоположение предмета (слева, справа, между, рядом, около), время суток (утро, день, вечер, ночь), характеризовать состояние и настроение людей (весел, огорчён).
На пятом году жизни у ребёнка отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Речь его становится разнообразней, точней и богаче по содержанию. Появляется устойчивость внимания к речи окружающих. Увеличивается активный словарь (2500—3000 слов к концу года), что даёт возможность ребёнку полнее строить свои высказывания, точнее излагать мысли. В речи ребёнка этого возраста всё чаще появляются прилагательные, которыми он пользуются для обозначения признаков и качеств предметов, отражения временных и пространственных отношений. Начинают появляться притяжательные прилагательные (лисий хвост, заячья шубка).
Все чаще ребёнок использует наречия, личные местоимения, сложные предлоги (из-под, около).
Высказывания свои он строит из двух-трёх и более простых распространённых предложений. Сложносочинённые и сложноподчинённые предложения используются ещё редко.
Расширение словаря, употребление более сложных в структурном отношении предложений нередко приводят к тому, что ребёнок начинает допускать грамматические ошибки: неправильно изменяет глаголы, не согласовывает слова (глаголы и существительные в числе, прилагательные и существительные в роде и т. д.)
Достаточная подвижность мышц артикуляционного аппарата даёт возможность ребёнку осуществлять более точные движения языком, губами, что необходимо для произношения сложных звуков.
В этом возрасте у детей значительно улучшается звукопроизношение: полностью исчезает смягчённое произношение согласных, редко наблюдается пропуск звуков и слогов.
Дети пятого года жизни должны употреблять существительные с обобщающим значением: овощи, фрукты, ягоды, животные, мебель.
Следует продолжать учить детей правильно согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детёнышей животных,
употреблять эти существительные в именительном и родительном падежах (кошки — котята, лиса — лисята, волк — волчата); правильно использовать форму
множественного числа родительного падежа существительных (ложек, вилок, груш, яблок); употреблять формы повелительного наклонения глаголов (хотеть, лежать, ехать, бежать).
Необходимо закреплять правильное произношение гласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных звуков, развивать фонематический слух — различать на слух и называть слова с определённым звуком.
Учите малыша пересказывать небольшие сказки и рассказы, знакомые и вновь прочитанные.