Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) включает в себя признаки невнимательности и отвлекаемости, импульсивности.

  • Дети с СДВГ нередко испытывают трудности в обу­чении, общении, а также эмоциональные проблемы.
  • Настроение у детей с СДВГ очень переменчиво и непредсказуемо.
  • Общение с детьми с СДВГ — это нелегкий и само­отверженный труд.

Нет простого решения, как общаться с ребенком. В конечном счете, эффективность любого взаимодейст­вия зависит от знания, желания, терпения и любви ро­дителей.

При построении общения с ребенком необходимы:

  • систематизация;
  • воспитание;
  • поощрение.

29 советов родителям, как общаться с детьми с СДВГ

Совет 1:

Проведите полное медицинское обследование ребенка с СДВГ, чтобы исключить другие забо­левания, при которых симптоматические и пове­денческие проявления ребенка могут быть очень схожими с симптомами и с поведением ребенка с СДВГ.

Совет 2:

Обратитесь за профессиональной помощью и психологической поддержкой к специалистам в области СДВГ. Найдите знающего специалиста, с которым вы можете советоваться (школьный психолог, детский психиатр, социальный работ­ник, педиатр, учитель — важно, чтобы этот чело­век обладал обширными знаниями по вопросам СДВГ, наблюдал многих детей с СДВГ, знал об их поведении и мог бы вам помочь).

Совет 3:

Помните, что дети с СДВГ нуждаются в система­тизации их деятельности. Она очень хаотична, и это им мешает. Поэтому, когда ребенок теряется в том, что надо сделать, ему может помочь список дел, который следует составить вместе с ним или же самим родителям. Если он не умеет читать, то это могут быть картинки.

Совет 4:

Составьте правила поведения. Запишите или нарисуйте их и повесьте на видном месте. Зритель­ный ориентир поможет ребенку выбрать то, чего от него ожидают.

Совет 5:

Повторяйте указания. Четко проговаривайте их на понятном для ребенка языке. Детям с СДВГ нужно слышать одно и то же указание более одного раза.

Совет 6:

Поддерживайте постоянный визуальный контакт. Говоря что-то ребенку, смотрите ему в глаза. Успокоить ребенка, когда он возбужден и не слы­шит обращенную к нему речь, можно, взяв его за руки и посмотрев ему в глаза. Так вы можете одним взглядом вернуть ребенка к реальности. Делайте это чаще.

Совет 7:

Установите границы дозволенного. Это не нака­зание. Границы сдерживают и успокаивают. Де­лайте это последовательно, уверенно и просто. Не вступайте в сложные дискуссии о справедли­вости. Такие дискуссии и споры только еще боль­ше возбуждают ребенка. Говорить о том, что та­кое хорошо и что такое плохо, необходимо тогда, когда ребенок спокоен.

Совет 8:

Планируйте режим дня ребенка. Составьте на­кануне вечером список дел на завтра. Повесьте его на видном месте: на холодильнике, на двери в комнату ребенка, на зеркале в ванной. Часто обращайтесь к этому списку. Любые изменения в списке дел обязательно проговорите заранее. Таким детям трудно принять резкие или неожи­данные перемены, это их пугает. Помогите детям составить их собственный распорядок дня после школы.

Совет 9:

Готовьте ребенка к переменам. Объявите зара­нее, что нового появится в жизни ребенка, затем несколько раз предупредите дополнительно по мере приближения к новому событию.

Совет 10:

Позволяйте ребенку побыть наедине с самим собой. Ему это необходимо и поможет прийти в себя. Так он научится таким важным вещам, как самоконтроль и саморегуляция.

Совет 11:

Будьте эмоционально близки с ребенком. Эта связь поможет детям сделать правильный вы­бор, позволит им оценить, чего от них ожидают, и понять, достигли ли они поставленных целей, а также сильно поощряет и поддерживает. От­мечайте любые положительные поступки, даже самые малые.

Совет 12:

Разбивайте длинные задания на более корот­кие. Это один из важнейших методов обучения и воспитания детей с СДВГ. Длинные задания зачастую перегружают ребенка, и он отступает перед ними с чувством: «Я никогда не смогу это сделать». Когда задание разбивают на состав­ные части, которые можно выполнить по отдель­ности, каждая часть кажется достаточно малень­кой, чтобы справиться с ней и выполнить ее. Это позволяет ребенку отложить в сторону ощущение перегрузки и неспособности выполнить задание.

Обычно такие дети способны на большее, чем им кажется. Разбивая задание на мелкие части, вы позволяете ребенку доказать это самому себе.

Совет 13:

Снимайте с себя напряжение, веселясь и играя с ребенком. Позволяйте себе шутить, быть ориги­нальными и экстравагантными. Вносите новизну. Детям с СДВГ нравится новизна. Они реагируют на нее с энтузиазмом. Это помогает сохранить внимание — как детское, так и ваше. Эти дети полны энергии — они любят играть. А больше всего они ненавидят скуку. «Воздействие» на них включает в себя так много скучных вещей: рас­писания, списки и правила. Покажите им, что все это не говорит о том, что вы скучный человек. Если вы позволите себе иногда немного подура­читься, это очень поможет.

Совет 14:

Однако остерегайтесь перевозбуждения. Подоб­но чайнику на плите, дети с СДВГ могут «пере­кипеть». Вы должны быть способны вовремя и быстро «притушить огонь». Наилучший способ справиться с беспорядком — это в первую оче­редь предотвратить его.

Совет 15:

Следите за успехами и подчеркивайте их, на­сколько это возможно. Эти дети переживают столько неудач, что им важна любая позитивная реакция. Похвала никогда не будет излишней: дети нуждаются в ней, как в лекарстве. Им нра­вится, когда их поощряют. Они жаждут похвалы и «растут» от нее. Без нее они «вянут» и «сохнут». Одним из наиболее разрушительных аспектов СДВГ является не сам дефицит внимания, а его вторичный результат — заниженная самооцен­ка. Поэтому «поливайте» этих детей от души по­ощрением и похвалой.

Совет 16:

Используйте игровые приемы для улучшения па­мяти. У них нередко есть проблемы с т.н. актив­ной памятью. Любой игровой прием, который вы можете придумать, — стишки, рифмы, шифровки и пр., — может весьма помочь улучшить память.

Совет 17:

При объяснении чего-либо используйте нагляд­ный материал. Поскольку для большинства де­тей с СДВГ наглядный метод лучше звукового, вы можете одновременно записать то, что вы говорите или собираетесь сказать. Такой вид систематизации может весьма помочь усвоить новый материал.

Совет 18:

Упрощайте свои просьбы. Чем меньше слов, тем больше шансов, что ребенок вас поймет. В об­щении с ребенком используйте образную речь. Образная речь помогает сохранить внимание.

Совет 19:

Используйте обратную связь, которая поможет ребенку лучше понять самого себя. Дети с СДВГ часто не понимают, что с ними происходит или как они себя ведут. Постарайтесь дать им эту ин­формацию конструктивным путем. Спросите, на­пример: «Ты знаешь, что ты только что сделал?»; или: «Как ты думаешь: как бы ты мог сказать это по-другому?»; или: «Как ты считаешь: почему эта девочка опечалилась, когда ты сказал то, что сказал?». Чаще задавайте ребенку вопросы, ко­торые побуждают к самосозерцанию и самопо­ниманию.

Совет 20:

Ясно объясняйте ребенку, чего вы от него ждете. В общении с ребенком фиксируйтесь больше на позитивных моделях поведения, нежели на не­гативном поведении ребенка. Это наиболее эф­фективно. В своей речи старайтесь не использо­вать частицу не.

Совет 21:

Дети с СДВГ положительно реагируют на воз­награждения и стимулы. Система баллов может стать частью коррекции поведения или системы вознаграждений детей.

Совет 22:

Помогайте ребенку преодолевать трудности в социальной сфере, учите его общению и ком­муникации. Многие дети с СДВГ кажутся равно­душными и эгоистичными, тогда как на самом деле они просто не научены взаимодействию. Это умение не всегда приходит само по себе ко всем детям, но его можно воспитать. У детей с СДВГ есть трудности в понимании вербального языка общения, языка жестов и мимики, панто­мимики собеседника во время общения, в по­нимании выражения его лица, голоса, взгляда. Поэтому на это надо особенно обращать внима­ние, проигрывая различные ситуации вместе с ребенком и занимаясь психогимнастикой.

Совет 23:

Пользуйтесь разными игровыми средствами. Игровые приемы заинтересуют ребенка к разви­тию той или иной деятельности, разовьют у него желание ею заниматься.

Совет 24:

Возложите на ребенка ответственность, когда это можно сделать. Давайте детям возможность придумать самим, как помнить о том, что надо сделать, Учите их, чтобы они сами просили о по­мощи, когда в ней нуждаются.

Совет 25:

Увеличьте тактильный контакте ребенком. Боль­ше хвалите, гладьте, одобряйте, поощряйте, ле­лейте.

Совет 26:

Будьте как дирижер симфонического оркестра. Перед тем как начать заниматься с ребенком или что-то ему объяснять, привлеките его внимание. Для этого вы можете использовать тишину или легкое постукивание палочкой.

Совет 27:

Чаще повторяйте ребенку то, чего вы от него ждете. При этом старайтесь не раздражаться, если ребенок вас не услышал и сразу не выпол­нил вашу просьбу.

Совет 28:

Проводите физзарядку. Один из лучших спосо­бов воздействия на детей с СДВГ — это физ­зарядка, желательно энергичная. Физзарядка помогает выплеснуть избыток энергии, скон­центрировать внимание, стимулирует опреде­ленные химические реакции в организме, что весьма полезно. Кроме всего, это еще и удо­вольствие. Постарайтесь делать с ребенком физзарядку так, чтобы она приносила удоволь­ствие, и тогда ребенок будет делать ее всю свою дальнейшую жизнь.

Совет 29:

Используйте творчество в воспитании детей. Эти дети более одарены и талантливы, чем за­частую кажется. Они полны творчества, игры, непосредственности и воодушевленности.

Предстоит еще многое понять, перестрадать, про­пустить через себя, чтобы помочь «трудным» детям. И кто же это сделает, как не мы — психологи...

Заваденко Н.Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания.