Развитие речи детей с 1 года до 3 лет

 

Ребёнок не рождается со сложив­шейся речью. Постепенно, шаг за шагом, он учится правильно и чёт­ко произносить звуки, связывать слова меж­ду собой, строить предложения, ясно и пос­ледовательно излагать свои мысли.

Но иногда даже умственно и психически здоровые дети испытывают трудности в ов­ладении речью. С такими детьми требуется индивидуальная работа по её развитию, по­тому что от своевременного формирования речи зависят нормальное речевое общение со сверстниками, успешное овладение грамо­той, а после поступления в школу — усвое­ние школьной программы.

Для того чтобы понять, имеются ли у ва­шего ребёнка проблемы в усвоении родной речи, необходимо знать, каковы основные этапы её становления.

Первый год жизни ребёнка является под­готовительным этапом по овладению речью: развивается понимание речи, к концу года малыш произносит простые гласные и со­гласные звуки, звукосочетания, слова. При этом одни дети начинают говорить в во­семь — девять месяцев, другие — в год, а не­которые и позже.

До полутора лет фразовая речь у детей отсутствует. Вместо этого ребёнок использу­ет так называемое слово-предложение. На­пример, ребёнок, прося у мамы машину, произносит: «Би-би». Такие слова-предло­жения могут иметь разное значение в зави­симости от ситуации.

Со второй половины второго года ребёнок всё чаще говорит предложения, состоящие уже из трёх — четырёх слов.

К концу второго года речь малыша хотя и становится основным средством общения, однако ещё далека от совершенства.

Словарь малыша ещё небольшой — от 100 до 300 слов. Часто вместо обычных слов он употребляет облегчённые («ам-ам» — вмес­то «есть»). Ребёнок уже говорит предло­жениями, но слова в таких предложениях ещё грамматически не связаны между собой: он употребляет неправильные окончания слов, допускает ошибки при употреблении существительных, глаголов и других частей речи. Кроме того, произношение отдельных слов пока нечетко. В речи отсутствуют многие звуки. В приведенной ниже таблице указано, что должен уметь ребенок третьего года жизни на этапе формирования речи. 

 

Произносительная сторона речи

Некоторые дети могут правильно произносить большинство звуков родного языка, кроме р и шипящих

 

Ознакомление с предметами окружающего мира

К концу третьего года жизни дети умеют различать и называть игрушки, мебель, одежду, посуду, продукты, неко­торые их свойства, а также научиться подбирать и группиро­вать предметы по форме, цвету, величине;  ребёнок узнаёт и различает по внешнему виду, вкусу некоторые овощи и фрукты; различает и называет животных, части их тела

 

Формирование словаря

К концу третьего года жизни словарь ребёнка состоит из: существительных, обозначающих название транспортных средств (машина, автобус), частей автомобиля (кабина, руль, колесо), растений (дерево, трава, цветы), фруктов (яблоко, груша), овощей (морковь, помидор, огурец), домашних животных (кошка, собака, курица) и их детёнышей; глаголов, обозначающих действия и взаимоотношения (мыть, стирать, лечить, отдать, помочь, пожалеть и т. д.); прилагательных, обозначающих величину, цвет, вкус (большой, короткий, красный, синий, сладкий, кислый); наречий (сейчас, близко, далеко, низко, высоко, быстро, медленно, темно).

 

Грамматический строй речи

Дети умеют согласовать существительные и местоимения с глаголами, составляют фразы из трёх — четы­рёх слов.

 

Связная речь

К концу третьего года жизни ребёнок уже умеет сопоставлять 
увиденное им на прогулке с коротким (два — четыре предло­жения) речевым описанием показанной ему картинки

 

Все выше перечисленное поможет вам сориентироваться в том, насколько развита речь вашего ребенка, однако необходимо помнить, что каждый ребенок – индивидуален, поэтому речь отдельного ребенка развивается своими темпами.
Возможно, кому-то из родителей все, о чем говорилось выше, покажется слишком простым - ваш малыш уже знает и умеет значительно больше. А кого-то, быть может, прочитанное огорчит - ваш ребенок пока отстает.

 

Словарь (с года до трех лет) включает такие понятия:

туловище

лицо

моя семья

мой дом

одежда

обувь

кухонная мебель, утварь и посуда

мебель

предметы домашнего обихода

игрушки

транспорт

овощи

фрукты

домашние животные, птицы и их

детёныши

дикие животные и их детёныши

лес

сад

цвета

геометрические фигуры

время суток

время года

погодные явления

предлоги русского языка

слова с противоположным

значением (антонимы)

слова, обозначающие действия

 

Занимаясь по словарю с ребёнком, назы­вайте и объясняйте ему всё то, что он видит перед собой. Повторите ему несколько раз нужное слово, попросите его показать вам тот предмет, который вы ему назвали, а за­тем попросите его самого назвать это слово. Не забывайте хвалить ребёнка, отмечайте его успехи. Не огорчайтесь, если малыш ошибся, повторите ещё раз новое слово.

Помните, что, прежде чем усвоить сло­во, малыш пройдёт три ступени:
1) он сам научится понимать слово, но пока не сможет использовать его в речи;
2) будет узнавать и называть предмет (действие, качество) лишь в привычных для него сочетаниях, условиях;
3) и только затем начнёт понимать и правильно использовать слово в любых до­ступных его пониманию связях и отноше­ниях.

 

Развитие речи детей 4-5 лет

 

К четырём годам активный словарь ребёнка составляет 1900—2000 слов.

В речи детей уменьшается количество сокращений, перестановок, пропусков, появляются сло­ва, образованные по аналогии.

Необходимо учить ребёнка активно пользоваться запасом имеющихся у него слов, усвоенных в быту и на занятиях, пра­вильно называть окружающие предметы, их качества, явления природы, употреблять слова, обозначающие временные и простран­ственные понятия.

Ребёнок должен уметь оценивать свои поступки и поступки сверстников, вырази­тельно читать стихи, петь, двигаться под музыку.

В словаре детей должны быть существи­тельные, обозначающие профессии.

Продолжайте учить ребёнка определять и называть местоположение предмета (сле­ва, справа, между, рядом, около), время су­ток (утро, день, вечер, ночь), характеризо­вать состояние и настроение людей (весел, огорчён).

 

На пятом году жизни у ребёнка отме­чаются значительные успехи в умстве­нном и речевом развитии. Речь его становится разнообразней, точней и богаче по содержанию. Появляется устойчивость внимания к речи окружающих. Увеличива­ется активный словарь (2500—3000 слов к концу года), что даёт возможность ребёнку полнее строить свои высказывания, точнее излагать мысли. В речи ребёнка этого воз­раста всё чаще появляются прилагательные, которыми он пользуются для обозначения признаков и качеств предметов, отражения временных и пространственных отношений. Начинают появляться притяжательные при­лагательные (лисий хвост, заячья шубка).

Все чаще ребёнок использует наречия, личные местоимения, сложные предлоги (из-под, около).

Высказывания свои он строит из двух-трёх и более простых распространённых предложений. Сложносочинённые и слож­ноподчинённые предложения используют­ся ещё редко.

Расширение словаря, употребление бо­лее сложных в структурном отношении предложений нередко приводят к тому, что ребёнок начинает допускать грамматичес­кие ошибки: неправильно изменяет глаголы, не согласовывает слова (глаголы и существи­тельные в числе, прилагательные и суще­ствительные в роде и т. д.)

Достаточная подвижность мышц артику­ляционного аппарата даёт возможность ребёнку осуществлять более точные движе­ния языком, губами, что необходимо для произношения сложных звуков.

В этом возрасте у детей значительно улучшается звукопроизношение: полностью исчезает смягчённое произношение соглас­ных, редко наблюдается пропуск звуков и слогов.

 

Дети пятого года жизни должны упот­реблять существительные с обобщающим значением: овощи, фрукты, ягоды, живот­ные, мебель.

Следует продолжать учить детей пра­вильно согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детёны­шей животных,

 

употреблять эти существи­тельные в именительном и родительном па­дежах (кошки — котята, лиса — лисята, волк — волчата); правильно использовать форму

множественного числа родительного падежа существительных (ложек, вилок, груш, яблок); употреблять формы повели­тельного наклонения глаголов (хотеть, ле­жать, ехать, бежать).

Необходимо закреплять правильное про­изношение гласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и со­норных звуков, развивать фонематический слух — различать на слух и называть слова с определённым звуком.

Учите малыша пересказывать неболь­шие сказки и рассказы, знакомые и вновь прочитанные.