С самого рождения человека окружает множество звуков: шум ветра и дож­дя, шелест листьев, лай собак, сигналы машин, музыка, речь людей. Но младе­нец не способен их различать и оцени­вать. Это умение развивается у него со временем. Умение сосредоточиваться на звуках необходимо для того, чтобы слу­шать и понимать речь. Ребенок должен научиться напрягать свой слух, улавли­вать и различать звуки, то есть у него должно сформироваться произвольное слуховое внимание. Сосредоточение на словах взрослого — и результат, и необ­ходимое условие развития слушания, а затем и разговорной речи. Ребенок 2,5— 3 лет уже может внимательно слушать небольшие стихи, сказки, рассказы, а также представлять то, о чем в них гово­рится. Постепенно объем слухового вни­мания увеличивается, растет его устой­чивость, развивается произвольность. Дети все больше ориентируются на сло­во—название предмета, слово—оценку поведения других детей и своего собст­венного, слово—приказ, требование, по­буждение. Роль речи как объекта внима­ния детей особенно повышается, когда они сталкиваются с правилами и требо­ваниями, выдвигаемыми взрослыми.

 

Направления работы по развитию слухового внимания:

- пробуждение интереса к звукам окружающего мира и к звукам речи;

- дифференциация неречевых зву­ков;

- дифференциация тихих и громких звуков;

- развитие умения определять на­правление и источник звука;

- развитие умения локализовать звук в пространстве;

- развитие умения соотносить коли­чество звучаний с числом;

- дифференциация звукоподражаний;

- развитие умения локализовать и узнавать голос;

- дифференциация неречевых и рече­вых звуков;

- развитие умения отличать голоса различной громкости;

- развитие умения ориентироваться на смысл сказанного;

- развитие речевой памяти;

- развитие устойчивого внимания к звуковой оболочке слова.

 

Рекомендации по развитию слухового внимания:

- покажите малышу различные музы­кальные инструменты (барабан, бубен, ксилофон), дайте послушать, как они звучат, а потом предложите отвернуться и угадать, на каком инструменте вы иг­раете;

- обращайте внимание ребенка на «домашние звуки». Спрашивайте: что там шумит? Объясняйте: это шумит хо­лодильник, это стиральная машина, пы­лесос, миксер и т.п.;

- привлекайте внимание малыша: слышишь, как идет (стучит, шумит, ка­пает) дождь, шумит ветер, едет машина, летит самолет и т.п.;

- сделайте вид, что говорите по игру­шечному телефону. Предложите ребенку сделать то же самое;

- пойте короткие, ритмичные песен­ки и декламируйте стихи. Приучайте ре­бенка слушать пластинки и кассеты для детей.

Понимание речи зависит как от слу­хового внимания, так и от жизненного опыта, поэтому:

- расширяйте кругозор ребенка. Как можно раньше берите его с собой на про­гулки, экскурсии, в поездки. Рассказы­вайте ему о том, что вас окружает;

- возьмите за привычку комментиро­вать все, что вы делаете;

- детально проговаривайте то, что происходит или произойдет: Мы сейчас оденемся. Как ты хорошо ешь кашу. Сейчас мы пойдем гулять и т.п. Такой комментарий позволяет сосредоточить внимание ребенка на происходящем.

Многие родители, чтобы ребенок скорее заговорил, пытаются дать ему словесный образец: «Скажи — часы, скажи — ложка». «Скажи, скажи, ска­жи...» — без устали обращаются к малы­шу взрослые. К сожалению, у детей с задержкой формирования речи такие понукания вызывают негативную реак­цию. Иногда они начинают по подража­нию повторять отдельные простые сло­ва, но дальше этого дело не идет. Даже если ребенок может воспроизвести то или иное слово, он не использует его в реальной ситуации, во взаимодействии с окружающими людьми. Известно, что подражание — непременное условие ов­ладения речью, но, чтобы ребенок сам, по собственной инициативе начал гово­рить, у него должна сформироваться потребность в этом. Первые слова появ­ляются при общении-взаимодействии со взрослым, при желании получить что-либо, т.е. когда необходимо назвать предмет.

Отсутствие речи может раздражать и самого ребенка. Его не понимают — он капризничает, выражает недовольство и протест плачем, криком, отказом что-либо делать, все интенсивнее прибегает к жестам.

Ни в коем случае не запрещайте ре­бенку использовать жесты в общении. Появление жестов свидетельствует о том, что ребенок хочет общаться, но не знает, как. Дайте ему понять, что любое общение с ним вам очень нравится. Не волнуйтесь: при появлении речи он ста­нет жестикулировать меньше. Для стимулирования появления речи можно использовать диалог, имитацию и звукоподражание, стихи, чтение.

 

Диалог

Основной «пусковой» момент появле­ния речи — общение.

Формирование речи происходит прежде всего в диалоге. Говорящий и слушающий все время меняются ролями, соблюдая принцип кооперации: каждый стремится понять, что хочет сказать дру­гой. Первый партнер ребенка в диало­ге — взрослый. Постарайтесь, чтобы сте­чение обстоятельств жизни «спровоци­ровало» ребенка на высказывание, на ответ. Поощряйте речевую реакцию ре­бенка в любом случае — как с правиль­ным, так и с неправильным звуковым оформлением, не настаивайте на четко­сти произношения. Пусть первые ответы малыша — всего лишь отдельные разроз­ненные слова, они дают ему возмож­ность общаться речевыми средствами.

Критерием правильного ответа в дан­ном случае является понимание ребенком ситуации. Замена слов адекватными же­стами свидетельствует о желании общать­ся, но в то же время и о несформирован-ности механизма порождения речи.

Что помогает развитию диалога?

Инсценировки. Легче всего получить словесный ответ при инсценировке песе­нок, стихов-диалогов, маленьких сказок, особенно если вы сделаете иллюстрации к ним. Когда ребенок затрудняется дать от­вет с помощью вербальных средств, он может показать на картинку. Обязательно сопровождайте чтение стихотворения, пе­ние песенки жестами, превращая это заня­тие в маленький спектакль, серию сценок. Для инсценировок можно использо­вать следующие тексты:

-- Девица, девица, Сходи за водицей!

— Я боюсь волка.

— Волк на работе, Сова на болоте. {Русская народная потешка)

Сапожник

Был сапожник? Был.

Шил сапожник? Шил.

Для кого сапожки? Для соседской кошки. {Из польского фольклора, пер. Б.Заходера)

Ежик

Что ж ты, Еж, такой колючий?

Это я на всякий случай: Знаешь, кто мои соседи?

Лисы, волки и медведи!

(Б.Заходер)

 

Кискино горе

Плачет Киска в коридоре.

У нее

Большое горе:

Злые люди

Бедной Киске

Не дают

Украсть

Сосиски.

(Б.Заходер)

Вопросы. Продумайте серию вопро­сов-ответов.

Их хорошо использовать на прогулке, в совместной с ребенком деятельности, в игре, при рассматривании картинок, при самостоятельных попытках рисо­вать, лепить, конструировать и т.п.

Первая серия вопросов предполагает всего два варианта ответа — «да» или «нет». Их задают в часто повторяющих­ся ситуациях (дома, на прогулке и т.п.). Например: хочешь есть? Идем спать? Давай играть? Дать тебе сок? Будешь смотреть телевизор? Ты не замерз? Ви­дишь машину?

Вторая серия вопросов вводит ребен­ка в ситуацию, когда реальные действия предполагают отрицательный ответ на вопрос. Например: ты сидишь? (когда ребенок идет); ты не играешь? (когда ребенок играет). Эти вопросы активизи­руют речемыслительные процессы, так как ставят малыша перед необходимос­тью проанализировать утверждение, со­держащееся в вопросе.

Третья серия предполагает осмысле­ние ответов на вопросы: кто это? Что это? Кто там пришел? Кто летит? Кто идет? Что тут растет?

Вопросы задаются о людях, живот­ных, предметах обихода, растениях, не­посредственно наблюдаемых ребенком; отображенных на плоскости (карточках лото, фотографиях, слайдах и т.п.); объ­емных, представленных в динамике (на экране телевизора, диапроектора, на дисплее и т.п.).

На начальном этапе у ребенка могут возникнуть трудности не только в звуко­вом оформлении слов, но и в воспроиз­ведении их ритмического рисунка. На­пример, на вопрос «Кто там пришел?» малыш вместо дядя отвечает дя, на во­прос «Что тут растет?» вместо дерево го­ворит веве. Взрослый, принимая любой вариант ответа, сам обязательно должен дать правильный, утрированно подчер­кивая ритмический рисунок слова и сло­весное логическое ударение.

При отборе речевого материала для занятий с ребенком следует начинать с одно- и двухсложных слов, потом мож­но перейти к трехсложным. Отбирать надо картинки с изображениями знако­мых ребенку предметов. Можно, напри­мер, использовать карточки из картин­но-предметного или тематического лото, на которых нарисованы мяч, дом, кот, жук, суп; бусы, шуба, муха, ваза; банка, сумка, вилка, мишка, кошка, кофта, елка, пальто; машина, собака.

Четвертая серия требует ответа на во­прос «Что делает?». Он ставит ребенка перед необходимостью использовать глаголы (идет, спит, лежит, бежит, си­дит, играет, ползет, читает, рисует, ва­рит, кормит, ест, пьет, несет, говорит, едет, прыгает, моет, чистит, шьет, сме­ется, плачет, строит) — основу будуще­го высказывания. Вопросы ставятся к знакомым одушевленным и неодушев­ленным предметам. Например: что де­лает мама? Что делает собака? Что дела­ет кукла? Что делает машина? Что дела­ет самолет?

Пятая серия вопросов направлена на появление в речи ребенка указательных местоимений. Например, на вопрос «Где мама?» ожидаются ответы: «Там», «Тут», «Здесь», «Вон».

 

Команды. Глаголы в повелительном наклонении появляются в самостоятель­ной речи детей на ранних этапах речево­го развития, что обуславливается необхо­димостью выразить просьбу-команду. Наиболее значимые команды в реальных жизненных или игровых ситуациях: иди, сядь, уйди, пусти, спи, лови, стой, пей, ешь, ищи, встань, помоги. Постарайтесь, чтобы в течение дня ситуации, требую­щие использования ребенком команд чаще возникали естественным образом.

Напоминаем: отказ выполнить прось­бу ребенка, выраженную жестом, может спровоцировать негативистские реак­ции — плач, крик, отказ от общения или игры. Следует поощрять любой доступный вариант звукового оформления ответа: дай — дя; иди — ди; читай — тятяй и пр.

Просьба Дай, как правило, обусловле­на желанием получить что-либо, при­нять участие в совместной деятельности. Важно учитывать следующее: предмет должен быть хорошо знакомым и люби­мым (кукла, машинка и т.п.); функцио­нально необходимым (ложка, чашка и т.п.); новым и неожиданным (игрушка, наклейки, рисунки, книги и т.п.). Пред­меты бытового назначения (пылесос, миксер, магнитофон и т.д.) также могут вызывать интерес ребенка.

 

Домашний театр. Для домашнего ку­кольного театра нет необходимости в гро­моздких декорациях. Сюжетами для до­машнего кукольного театра могут быть:

— «Куклы разговаривают». Сделайте куклы, которые можно надеть на руку. Для этого возьмите пару носков и при­шейте на них пуговицы-глазки. Пусть куклы поговорят между собой.

— «Кормление зверей». Объясните ребенку, что кошка любит молоко, соба­ка — косточки, мишка — мед и т.п. Предложите ему накормить игрушечных животных. Вначале ребенок, наблюдая за взрослым, пытается повторить его действия, затем он начинает копировать интона­ции, отдельные звуки, слова.

 

Имитация и звукоподражание

 

Традиционные игры типа «Ладушки», «Поехали, поехали с орехами, с ореха­ми...» побуждают ребенка подражать речи взрослого. Имитация облегчается тем, что звукоподражательные слова не­сложны для произнесения, так как обыч­но состоят из двух одинаковых слогов.

Говорите в присутствии малыша за разных зверюшек, имитируйте звуки, издаваемые ими: гав-гав, мяу, ква-ква, произносите междометия, отражающие эмоциональные состояния: ай-ай-ай, ох. Желательно создать игровую ситуацию, в которой малышу захочется повторить звукосочетания. Например, пожалуй­тесь, что вам холодно — бррр; уклады­вайте игрушки спать — бай-бай; корми­те кукол — ням-ням; говорите по теле­фону — алло, динь; играйте в прятки — ку-ку; в поездку на машине или на поез­де — би-би, ту-ту; предложите поскакать на лошадке — но-но; походить, как миш­ка, — топ-топ. Хорошо, если ребенок будет вместе с вами договаривать потеш­ки: — Гуси-гуси! — Га-га-га! — Есть хо­тите? — Да-да-да! Можно рассказывать сказку «Курочка Ряба», при этом ребе­нок сможет участвовать в рассказе, до­бавляя слова за курочку: ко-ко-ко; за мышку: пи-пи-пи, изображать, как упа­ло яичко — бах, как плачут баба и дед — ой-ой-ой.

Неговорящий ребенок, как правило, воспринимается окружающими как бо­лее младший по возрасту. В связи с этим, предлагая малышу задания, надо учиты­вать его реальный возраст. Неинтерес­ные задания (проще тех, которые ребе­нок способен выполнить) могут раздра­жать, вызывать протест, тормозить раз­витие.

С детьми постарше лучше читать, на­пример, отрывок из сказки Э.Успенско­го «Трое из Простоквашино» (когда поч­тальон Печкин стучит в дом, а галчонок ему отвечает), стихотворение Д.Хармса «Веселый старичок», в нем много звуко­подражаний; хи-хи-хи да ха-ха-ха, хо-хо-хо да буль-буль, ох! Ох!

 

Веселый старичок

Жил на свете старичок Маленького роста,

И смеялся старичок

Чрезвычайно просто:

«Ха-ха-ха Да хе-хе-хе,

Хи-хи-хи Да бух-бух!

Бу-бу-бу Да бе-бе-бе,

Динь- динь-динь Да трюх-трюх!»

Раз, увидя, паука,

Страшно испугался,

Но, схватившись за бока,

Громко рассмеялся:

«Хи-хи-хи

Да ха-ха-ха,

Хо-хо-хо

Да гуль-гуль!

Ги-ги-ги

Да га-га-га,

Го-го-го

Да буль-буль!»

А увидя стрекозу,

Страшно рассердился,

Но от смеха на траву

Так и повалился:

«Гы-гы-гы

Да гу-гу-гу,

Го-го-го

Да бах-бах!

Ой, ребята,

Не могу!

Ой, ребята,

Ах, ах!»

(Д.Хармс)

 

 

Стихи

Заучивание стихов не только способ­ствует формированию ритмических спо­собностей, но и стимулирует потреб­ность проговаривать отдельные слова, особенно рифмующиеся. Кроме того, запоминание стихов улучшает память, обогащает речь детей устойчивыми сло­восочетаниями.

Не огорчайтесь, если ребенок сначала только слушает стихотворение, отхлопы­вая его ритм, пытаясь изобразить его содержание, проговаривает всего лишь несколько слов или неправильно их про­износит.

Выучите стихи, которые вы хотите разучить с ребенком, и повторяйте их на прогулке, в транспорте, в очереди и т.д.

Мой лев

Подарил мне папа льва

Ох, и трусил я сперва!

Я два дня Его боялся,

А на третий — Он сломался!

(Б.Заходер)

 

Кенгурята

Носит

Мама-кенгуру

В теплой сумке

Детвору.

А ребятки-кенгурятки

Целый день

Играют

В прятки.

(Б.Заходер)

 

Купите лук

Не нужен нам зеленый лук, Петрушка и морковка.

Нужна нам только девочка,

Шалунья и плутовка.

(Шотландская народная песенка, пер. И.Токмаковой)

 

Дом под крыльцом

Под крыльцом построен дом —

Лубяная крыша.

Кто живет в домишке том?

Ну, конечно, мыши!

Из зерна они пекут

Вкусные лепешки

И мышонка берегут

От соседки-кошки.

(В.Левин)

 

 

Чтение

Попробуйте учить ребенка читать. Наши наблюдения показали, что обуче­ние чтению почти никогда не вызывает негативных реакций. Скорей всего, это связано с тем, что обучение чтению не ставит ребенка в ситуацию, когда взрос­лые ждут, чтобы он говорил. Предлагае­мые ниже задания могут выполнять даже трехлетние дети. Единственное требова­ние к ребенку — умение играть в картин­но-предметное лото. В процессе обуче­ния дети не просто учатся читать, они пытаются произносить те слова и слоги, которые им предлагаются для чтения. Не страшно, если слова при этом выговари­ваются недостаточно четко. Важно, что они становятся базой для развития речи. Раннее обучение чтению не только сти­мулирует появление речи, но и улучша­ет внимание, облегчает произнесение слов, приучает к более четкому их проговариванию.

Начинать нужно с обучения глобаль­ному чтению. Ребенок должен научить­ся узнавать написанные слова целиком, как иероглиф, не вычленяя отдельных букв. Для этого напишите на картонных карточках размером в треть тетрадного листа два-три коротких слова, обознача­ющих хорошо известные малышу пред­меты. Например; ДОМ, МЯЧ, ХЛЕБ. Слова следует писать крупными печат­ными буквами, фломастером зеленого или черного цвета. На оборотной сторо­не карточек простым карандашом изоб­ражаются аналогичные предметы. Ри­сунки могут быть схематичными. В даль­нейшем, когда ребенок научится узна­вать слова, картинки можно будет сте­реть. Малышу сообщают, что написано на карточках, а затем просят: «Дай ДОМ», «Дай ХЛЕБ» и т.д. Если ребенок не справляется с этим заданием, можно разрешить ему перевернуть карточку и посмотреть на картинку-подсказку. Со временем он научится находить нужные карточки без подсказки, ориентируясь только на буквы. Количество карточек надо постепенно увеличивать, предла­гать для прочтения более длинные слова, вводить слова, обозначающие дейст­вия, т.е. глаголы.

При обучении чтению вы можете вме­сте с ребенком:

- Составить книгу кулинарных ре­цептов. (Например: салат, картофель, морковь, лук и т.д.)

- Сделать наклейки на банках с сы­пучими продуктами.

- Положить карточки с соответствую­щими названиями на предметы мебели.

- Наклеить в альбом фотографии близких малышу людей, подписать их и рассматривать вместе с ребенком.

Речевое развитие нельзя считать пол­ноценным, пока словарь включает толь­ко слова — названия предметов. Овладе­ние языком протекает, в основном, в виде усвоения разного типа предложе­ний. Чтобы ребенок научился строить высказывание, необходимо целенаправ­ленно учить его словам-действиям, кото­рые являются каркасом высказывания. Слова-команды желательно превращать в двух-трехсловные предложения, при­соединяя к ним дополнения и определе­ния: дай мяч, неси куклу, читай эту книгу и т.п.Как только речь малыша пополнится двух-трехсловными предложениями, не­обходимо следить за правильным поряд­ком слов, за появлением падежных окон­чаний и предлогов.

Учите ребенка образовывать множест­венное число имен существительных, глаголов: стол — столы, гриб — грибы, кукла — куклы, собака — собаки, кош­ка — кошки, полка — полки, идет — идут и т.п.

Упражняйте малыша в употреблении уменьшительной формы имен существи­тельных: нос — носик, рот — ротик, дом — домик, сад — садик, гриб — гри­бок, петух — петушок и т.п.

Расширяйте его глагольный словарь: входит — выходит, наливает — выливает, закрыта — открыта; причесывает — при­чесывается, одевается — одевают; рису­ет — нарисовал, пилит — распилил и т.п.

Вводите в речь прилагательные: боль­шой — маленький, горький — сладкий и т.п. Обратите внимание на предлоги. Сна­чала уточняйте пространственные значе­ния предлогов. Занятия проводите в форме игры «Лото». Сопровождайте игру вопросами ведущего (на первых заняти­ях ведущим является взрослый, потом им может быть ребенок). Например: «У кого ваза стоит на столе?» или «У кого кошка сидит на диване?» и т.п. Вначале дети дают только краткие ответы, а затем — и полные. Перед сном вместе с ребенком вспо­минайте события прошедшего дня. Де­лайте небольшие зарисовки того, что произошло. Поначалу вы можете изобра­зить двор, где гуляли, кого-то из знако­мых, с кем встречались, покупки, которые приобрели. Рисунки могут быть при­митивными, условными. Хорошо, если ребенок сам захочет что-нибудь изобра­зить. Можно вырезать и наклеивать кар­тинки, подписывая их одним словом. По мере овладения чтением подписи будут усложняться. В дальнейшем ребенок на­учится делать их сам. Ведение дневника поможет ребенку осознать свой жизнен­ный опыт. Со временем у него может воз­никнуть потребность в ведении настоя­щего личного дневника. Если вы настоль­ко заняты, что не удается ежедневно по­свящать дневнику несколько минут, за­полняйте его в выходные дни, во время отпуска. Стремитесь к тому, чтобы у ре­бенка были новые впечатления.