Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) включает в себя признаки невнимательности и отвлекаемости, импульсивности.
- Дети с СДВГ нередко испытывают трудности в обучении, общении, а также эмоциональные проблемы.
- Настроение у детей с СДВГ очень переменчиво и непредсказуемо.
- Общение с детьми с СДВГ — это нелегкий и самоотверженный труд.
Нет простого решения, как общаться с ребенком. В конечном счете, эффективность любого взаимодействия зависит от знания, желания, терпения и любви родителей.
При построении общения с ребенком необходимы:
- систематизация;
- воспитание;
- поощрение.
29 советов родителям, как общаться с детьми с СДВГ
Совет 1:
Проведите полное медицинское обследование ребенка с СДВГ, чтобы исключить другие заболевания, при которых симптоматические и поведенческие проявления ребенка могут быть очень схожими с симптомами и с поведением ребенка с СДВГ.
Совет 2:
Обратитесь за профессиональной помощью и психологической поддержкой к специалистам в области СДВГ. Найдите знающего специалиста, с которым вы можете советоваться (школьный психолог, детский психиатр, социальный работник, педиатр, учитель — важно, чтобы этот человек обладал обширными знаниями по вопросам СДВГ, наблюдал многих детей с СДВГ, знал об их поведении и мог бы вам помочь).
Совет 3:
Помните, что дети с СДВГ нуждаются в систематизации их деятельности. Она очень хаотична, и это им мешает. Поэтому, когда ребенок теряется в том, что надо сделать, ему может помочь список дел, который следует составить вместе с ним или же самим родителям. Если он не умеет читать, то это могут быть картинки.
Совет 4:
Составьте правила поведения. Запишите или нарисуйте их и повесьте на видном месте. Зрительный ориентир поможет ребенку выбрать то, чего от него ожидают.
Совет 5:
Повторяйте указания. Четко проговаривайте их на понятном для ребенка языке. Детям с СДВГ нужно слышать одно и то же указание более одного раза.
Совет 6:
Поддерживайте постоянный визуальный контакт. Говоря что-то ребенку, смотрите ему в глаза. Успокоить ребенка, когда он возбужден и не слышит обращенную к нему речь, можно, взяв его за руки и посмотрев ему в глаза. Так вы можете одним взглядом вернуть ребенка к реальности. Делайте это чаще.
Совет 7:
Установите границы дозволенного. Это не наказание. Границы сдерживают и успокаивают. Делайте это последовательно, уверенно и просто. Не вступайте в сложные дискуссии о справедливости. Такие дискуссии и споры только еще больше возбуждают ребенка. Говорить о том, что такое хорошо и что такое плохо, необходимо тогда, когда ребенок спокоен.
Совет 8:
Планируйте режим дня ребенка. Составьте накануне вечером список дел на завтра. Повесьте его на видном месте: на холодильнике, на двери в комнату ребенка, на зеркале в ванной. Часто обращайтесь к этому списку. Любые изменения в списке дел обязательно проговорите заранее. Таким детям трудно принять резкие или неожиданные перемены, это их пугает. Помогите детям составить их собственный распорядок дня после школы.
Совет 9:
Готовьте ребенка к переменам. Объявите заранее, что нового появится в жизни ребенка, затем несколько раз предупредите дополнительно по мере приближения к новому событию.
Совет 10:
Позволяйте ребенку побыть наедине с самим собой. Ему это необходимо и поможет прийти в себя. Так он научится таким важным вещам, как самоконтроль и саморегуляция.
Совет 11:
Будьте эмоционально близки с ребенком. Эта связь поможет детям сделать правильный выбор, позволит им оценить, чего от них ожидают, и понять, достигли ли они поставленных целей, а также сильно поощряет и поддерживает. Отмечайте любые положительные поступки, даже самые малые.
Совет 12:
Разбивайте длинные задания на более короткие. Это один из важнейших методов обучения и воспитания детей с СДВГ. Длинные задания зачастую перегружают ребенка, и он отступает перед ними с чувством: «Я никогда не смогу это сделать». Когда задание разбивают на составные части, которые можно выполнить по отдельности, каждая часть кажется достаточно маленькой, чтобы справиться с ней и выполнить ее. Это позволяет ребенку отложить в сторону ощущение перегрузки и неспособности выполнить задание.
Обычно такие дети способны на большее, чем им кажется. Разбивая задание на мелкие части, вы позволяете ребенку доказать это самому себе.
Совет 13:
Снимайте с себя напряжение, веселясь и играя с ребенком. Позволяйте себе шутить, быть оригинальными и экстравагантными. Вносите новизну. Детям с СДВГ нравится новизна. Они реагируют на нее с энтузиазмом. Это помогает сохранить внимание — как детское, так и ваше. Эти дети полны энергии — они любят играть. А больше всего они ненавидят скуку. «Воздействие» на них включает в себя так много скучных вещей: расписания, списки и правила. Покажите им, что все это не говорит о том, что вы скучный человек. Если вы позволите себе иногда немного подурачиться, это очень поможет.
Совет 14:
Однако остерегайтесь перевозбуждения. Подобно чайнику на плите, дети с СДВГ могут «перекипеть». Вы должны быть способны вовремя и быстро «притушить огонь». Наилучший способ справиться с беспорядком — это в первую очередь предотвратить его.
Совет 15:
Следите за успехами и подчеркивайте их, насколько это возможно. Эти дети переживают столько неудач, что им важна любая позитивная реакция. Похвала никогда не будет излишней: дети нуждаются в ней, как в лекарстве. Им нравится, когда их поощряют. Они жаждут похвалы и «растут» от нее. Без нее они «вянут» и «сохнут». Одним из наиболее разрушительных аспектов СДВГ является не сам дефицит внимания, а его вторичный результат — заниженная самооценка. Поэтому «поливайте» этих детей от души поощрением и похвалой.
Совет 16:
Используйте игровые приемы для улучшения памяти. У них нередко есть проблемы с т.н. активной памятью. Любой игровой прием, который вы можете придумать, — стишки, рифмы, шифровки и пр., — может весьма помочь улучшить память.
Совет 17:
При объяснении чего-либо используйте наглядный материал. Поскольку для большинства детей с СДВГ наглядный метод лучше звукового, вы можете одновременно записать то, что вы говорите или собираетесь сказать. Такой вид систематизации может весьма помочь усвоить новый материал.
Совет 18:
Упрощайте свои просьбы. Чем меньше слов, тем больше шансов, что ребенок вас поймет. В общении с ребенком используйте образную речь. Образная речь помогает сохранить внимание.
Совет 19:
Используйте обратную связь, которая поможет ребенку лучше понять самого себя. Дети с СДВГ часто не понимают, что с ними происходит или как они себя ведут. Постарайтесь дать им эту информацию конструктивным путем. Спросите, например: «Ты знаешь, что ты только что сделал?»; или: «Как ты думаешь: как бы ты мог сказать это по-другому?»; или: «Как ты считаешь: почему эта девочка опечалилась, когда ты сказал то, что сказал?». Чаще задавайте ребенку вопросы, которые побуждают к самосозерцанию и самопониманию.
Совет 20:
Ясно объясняйте ребенку, чего вы от него ждете. В общении с ребенком фиксируйтесь больше на позитивных моделях поведения, нежели на негативном поведении ребенка. Это наиболее эффективно. В своей речи старайтесь не использовать частицу не.
Совет 21:
Дети с СДВГ положительно реагируют на вознаграждения и стимулы. Система баллов может стать частью коррекции поведения или системы вознаграждений детей.
Совет 22:
Помогайте ребенку преодолевать трудности в социальной сфере, учите его общению и коммуникации. Многие дети с СДВГ кажутся равнодушными и эгоистичными, тогда как на самом деле они просто не научены взаимодействию. Это умение не всегда приходит само по себе ко всем детям, но его можно воспитать. У детей с СДВГ есть трудности в понимании вербального языка общения, языка жестов и мимики, пантомимики собеседника во время общения, в понимании выражения его лица, голоса, взгляда. Поэтому на это надо особенно обращать внимание, проигрывая различные ситуации вместе с ребенком и занимаясь психогимнастикой.
Совет 23:
Пользуйтесь разными игровыми средствами. Игровые приемы заинтересуют ребенка к развитию той или иной деятельности, разовьют у него желание ею заниматься.
Совет 24:
Возложите на ребенка ответственность, когда это можно сделать. Давайте детям возможность придумать самим, как помнить о том, что надо сделать, Учите их, чтобы они сами просили о помощи, когда в ней нуждаются.
Совет 25:
Увеличьте тактильный контакте ребенком. Больше хвалите, гладьте, одобряйте, поощряйте, лелейте.
Совет 26:
Будьте как дирижер симфонического оркестра. Перед тем как начать заниматься с ребенком или что-то ему объяснять, привлеките его внимание. Для этого вы можете использовать тишину или легкое постукивание палочкой.
Совет 27:
Чаще повторяйте ребенку то, чего вы от него ждете. При этом старайтесь не раздражаться, если ребенок вас не услышал и сразу не выполнил вашу просьбу.
Совет 28:
Проводите физзарядку. Один из лучших способов воздействия на детей с СДВГ — это физзарядка, желательно энергичная. Физзарядка помогает выплеснуть избыток энергии, сконцентрировать внимание, стимулирует определенные химические реакции в организме, что весьма полезно. Кроме всего, это еще и удовольствие. Постарайтесь делать с ребенком физзарядку так, чтобы она приносила удовольствие, и тогда ребенок будет делать ее всю свою дальнейшую жизнь.
Совет 29:
Используйте творчество в воспитании детей. Эти дети более одарены и талантливы, чем зачастую кажется. Они полны творчества, игры, непосредственности и воодушевленности.
Предстоит еще многое понять, перестрадать, пропустить через себя, чтобы помочь «трудным» детям. И кто же это сделает, как не мы — психологи...
Заваденко Н.Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания.